Stellaris


Stellaris — самая понятная игра Paradox, с которой легче всего войти в их мир стратегий песочниц. Как минимум тем, что обучение идет гладко, а логика мира быстро становится понятна. В быстром освоении исторических стратегий сковывают законы эпохи, которые иногда сложно осмыслить. А вот в утрированном антропоморфном мире будущего все сразу кажется логичным и понятным.

Впрочем, это все не так важно, как тематика игры, которую постараются максимально выжать. Во всех космических стратегиях всегда что-то ограничивает — то набор рас, то все дело происходит на одном мире, то заранее придуманная вселенная. Здесь такого нет. Сразу посылают в полет фантазии, позволяя придумать свою расу, общества и ее идеалы. Враги так же случайно генерируются, пусть и по настоящему различных рас получается только небольшой набор. Каждая со своими принципами, целями, галактическими секретами и ее завершением.

В этот момент всё напоминает даже не стратегию-песочницу, а партию в ролевую игру. Придумываешь своего персонажа, внешность и характер, раскидываешь очки, а потом отправляешь новоявленного сорванца в мир рандомных приключений. Дальше уже хочется отыгрывать роль своей галактической цивилизации, а не просто пытаться победить (тем более победа здесь не нужна). Банальные примеры для начала: ксенофилы-федераты, эльфы-рабовладельцы, кибермены, грибы-коммунисты или зерги.

Чайник Рассела найден
В первое время игры как всегда получаешь определенный кайф от освоения механик и новых вещей. Стараешься разобраться, попробовать все подряд, встречаешься с непонятными трудностями. Разве что механику боев сложно понять, а войны часто вызывают у меня раздражение. Особенно это новомодное веяние позволять всем самим конструировать все корабли. Найдутся любители и такого, но я оставил подобную скуку автоматике. Впрочем, игра в основе довольно понятна, поэтому этап обучения долго не длится.

Осваивая новый контент, глаз постоянно цепляется за крутейшие отсылки ко всей фантастике подряд. Начинает тебя толкать на то, чтобы построить мир как в той самой старой книжке, которую уже почти забыл. В этом главный кайф — воплотить общество или сюжет мечты. Рационалисты вначале используют роботов, потом андроидов. Если в стране безбожная демократия, то какой-нибудь андроид начнет баллотироваться в президенты. Эта история может кончится по-разному. Люди начнут вживлять в себя имплантанты, а потом все роботизируются? Или может начнется настоящее восстание искусственного интеллекта, которого поглотит всю галактику?


Есть Земная федерация, которая решает основать более глобальную космическую федерацию. Практически «Звездный путь». Если ты при этом птица-рабовладелец под их боком, то быстро почувствуешь на себе, насколько неудержимая и всепожирающая сила эти демократические федерации. Приблизится к мощи экспансии такого рода получится разве что играя за коллективный разум.

В конце концов, когда игра затянется, случится какой-нибудь забавный катаклизм. Тут тоже будет возможность повеселится. Это могут быть зерги из глубокого космоса, пришельцы из параллельной вселенной или какие-нибудь оттаявшие древние империи.


Проблема Stellaris в том, что у нее не получается быть бесконечной игрой. Интересно вначале, а дальше начинаются провисания и появляется какая-то пустота. Помню на самом релизе игру поругивали за небольшой функционал. Правда теперь, посмотрев на их другие флагманы, вдоволь наигравшись в Crusader Kings, я понимаю, какой же блеклый и маленький был Stellaris. Но даже этого тогда хватала на дни непрерывной игры.

С тех пор вышло два DLC, игра стала немного больше, но до сих пор в поздней игре становится скучновато. Получается, по сравнению с другим флагманом (у которых внутри уже десять аддонов), нынешний Stellaris больше представляет из себя бета-версию, находящуюся в постоянной разработке. Видимо через много лет, десять полноценных DLC и патчей, игра наконец придет в свой полноценный вид. Вспоминая сколько еще не реализованных идей из фантастических книжек и сериалов, я содрогаюсь от восхищения, представляя что смогут сотворить дальше. Хотя не все в обновлениях идет на пользу, новые формы правления и культура, взятая из Цивилизации, на редкость раздражает.

Стратегии от Paradox