Серьёзная рецензия на The Underground Man


Есть Илья «Мэддисон», игровой эксперт, которого мы (люди, играющие в игры) все знаем по его былой деятельности на ютубе и рутубе. Однажды, во время некого челленджа, он на спор проходил случайные игры из магазина Steam. Поскольку большинство игр там — это плохое инди, то можете представить, какие страдания испытывал человек. Тогда ему пришла в голову идея: сделать ужасную игру и протолкнуть ее в Steam ради шутки. Шуточное обещание, которому не сразу поверили, превратилось в забавный перформанс.

Инди давно не то, чем кажется. Из любительских поделок они выросли в игры класса B и C. Раньше небольших игр было тоже немало, но потом индустрия немного загнулась. Вот, теперь разгибается назад, с помощью инди заполняя недостаток. Только есть побочный эффект, самодельные игры-малютки переполнили рынок. Масла в огонь подливает Steam, который еще не превратился в клоаку а-ля Google Play, но уже пропускает на продажу продукты близкие к опасным. Впрочем, его выгода тут понятна. Продажи хитов падают, но в целом, по общему рынку индюшек, покупки растут. Особенно во время распродаж, когда игроку не жалко купить сотню-другую бесполезной ерунды, чтобы никогда её не запускать.



The Underground Man получилась почти как обычная игра. Ведь что надо индюшке для успеха? Выделяющийся арт-дизайн и какая-нибудь фишка. В игре имеется и то, и это. Чувствуется определенный авторский стиль, выглядит нарочито плохо, с модным закосом под старину.

Можно подумать о том, что игра в итоге оказалась непроходимой, несъедобной или ужасно скучной. Все это есть, но только местами, а в целом все наоборот. Знаете, иногда так бывает, что случайно сделанная вещь работает лучше, чем отработанные схемы профессионалов. Это как текст юного автора, который цепляет своей кривизной и искренностью. Если сделать страничку в магазине повеселее, добавить модных фишек, то еще тысяча-другая человек игре прибавится.



Сложно определить, что здесь является основным геймплеем. По сути игра чередует два геймфлоу: текстовый квест и beat ’em up в стиле азиатской самоделки. Причем в обоих вариантах игра намеренно по-плохому олдскульна.

Начинается приключение со «смертельного» диалога и черного юмора. Наверняка для тех, кто в теме, здесь есть много намеков и отсылок. Все это подано в стиле плохой игры времен MS-DOS. Чего только стоит ужасный шрифт и непропускаемые диалоги, которые приходится смотреть десять минут подряд. Диалоговая система с закосом под старину, где надо вводить буквы руками. Хорошо, что хоть подсказки сделали. В диалоге каждая лишняя запятая или буква может привести смерти. Сделано криво, понять, что надо вводить, очень сложно. Остается только перебор вариантов через смерть. Может показаться, что это издевательство, но на самом деле старые текстовые квесты работали так же плохо, поэтому можно засчитать это как элегантно-сортирную отсылку.


Боевая система получилась похожей на второсортные игры времен Dendy. Надо ударить, вовремя отойти, снова подойти и ударить, вовремя отойти. Ну еще можно иногда прыгнуть, если совсем скучно. Система может показаться слишком простой, но, на самом деле, большинство игр тогда следовало тем же принципам. Только вместо удара надо было зажимать какой-нибудь сдвоенный удар или удар в прыжке. Да и сейчас многие азиатские самодельные игры предлагают такой же геймплей, зачастую менее разнообразный. Но там после прохождения уровня покажут веселые эротические картинки, а тут начинаются непредсказуемые повороты сюжета.

При этом Underground Man иногда непередаваемо занудный и сложный. Что, впрочем, постоянно меняют новые патчи, которые переворачивают игру с ног на бок. То без сохранений играем, то без ускорения диалогов, то без подсказок. Или это было всегда, просто у меня не работало? Не знаю и не хочу знать.

В этом плане игра вначале подбрасывает очень много подлянок, на подобии серии Dark Souls. Там тоже геймдизайнеры позаботились о том, чтобы заморочить игроку голову и заставить боятся каждого кустика. Вот только, если в Dark Souls кривизна подавалась под соусом «так и планировалось», то тут авторы не скрываются. В итоге игрок будет так запуган, что начнет обдумывать даже простейшие вопросы, ожидая от них подлянки или особенной кривизны исполнения. Ведь в силу непроработанности деталей, сложно понять в какой момент игра захочет убить игрока.

つ ◕_◕ ༽つ ZHOPA BURYATKI TAKE MY ENERGY つ ◕_◕ ༽つ
Первое время надо пытаться освоиться и понять, как работает местная система подвохов. Когда осознаете, что системы нет, а вариантов и кнопок совсем мало, то становится легче. Вот только после каждой смерти придется выслушивать с самого начала длиннющий вступительный диалог. Играть без пропуска диалогов — это скучный ад, который можно терпеть, только если имеется минимум два монитора. Хорошо, что разработчики пошли на поблажку, теперь диалоги можно ускорить.

Впрочем, ощущение завышенной сложности постепенно спадает, но от этого игра бесить не перестанет. Пройдя первый порог и добравшись до бара, начнет больше увлекать странный нарратив, а не занудный геймплей. Потому что нарратив тут особенный: мемы, тюрьмы, тупые анекдоты, видеоблогеры. Тут есть даже сюжет, за которым можно проследить (если игра будет работать как надо).



Разработчики пытались, в меру своих сил, разбавить основной геймплей. Первая прогулка по пустошам запоминается благодаря отличной атмосфере. Потом будут немного меняться правила игры для освежения геймплея. В основном эти тематические миссии будут пародиями на известные игры, тут игрокам больше всего запомнятся гонки а-ля Battletoads. Ну а босс-вертолет был ожидаем.

Если смотреть видео, проматывая лишнее, то игра кажется веселой. Вот только если играть самому все шесть часов подряд, то интересного преступно мало. Это навевает воспоминания о стареньких польских играх, в которых первые полчаса сделают нормально, а потом просто увеличивают продолжительность серыми коридорами и однотипными врагами. Возможно это тоже своеобразный намек на что-то.

Вердикт

Игра похожа на удачное стихотворение неумелого подростка: общий смысл передан верно, однако ни стиля, ни размерности не соблюдено. Причем написано так криво, косо и мимо рифмы, что эта чертовщина напоминает современных авангардистов. Так плохо, что даже хорошо.

Давным-давно Даниил Шеповалов пытался трижды провернуть подобную шутку, но у него получилось плохо и скучно. А тут с первой попытки на полчасика веселья уже есть.
Если забавляет подобный перформанс, то попробовать определенно стоит. Вряд ли много наиграете, но тут этого и не надо.

Оценка: о господи 5 из 10 (система оценок)