Рецензия на Knock-knock

Knock-knock

Жуткая игра с мультяшной графикой, где саспенс нагнетается постоянно, страшное неизвестное стучится во входную дверь, по дому ходит невидимка, а вместо сквозняков призраки. Но, как всегда в играх от ледорубов, Knock-knock совсем не про это.

Разработчик: Ice-Pick Lodge
Дата выхода: 4 октября 2013
Жанр: Психологическая головоломка
Платформа: PС, Mac, Linux, iOS и Android 
Перевод: +

Снаружи

В темном-темном лесу стоит темный-темный дом, который служит одновременно и научной станцией, и жилищем. Вы играете за Жильца, смотрителя этого дома, который отбрасывает страшную тень, напоминающую ежика-монстра. И все было хорошо, пока не начали происходить странные события. То вещи пропадут, то слышится странный шум, то кто-то стучится в дверь, то странные следы. Потом, в определенный момент Жилец увидит, как из леса приближается что-то страшное. В доме кроме нас никого нет и в помине. Но это все задачи на будущее, потому что сейчас настала темная ночь и надо как-то продержаться до рассвета, сохранив свой рассудок. Не смыкая глаз, не расслабляясь, бегать по дому и прятаться в углах, зажигая свет и пытаясь спастись от того неведомого, что ищет во мраке. Что это? Это все игра воображения или гости извне? Что на самом деле происходит и какой из этих миров реален: тот, где неведомое находит осязаемое воплощение или тот, над которым навис гигантский монстр?

Knock-knock монстр

Несмотря на такую завязку, геймплей Тук-тук-тук не блещет изысками. Жилец просыпается в сумерки, встает с постели, зажигает свечу и начинает обследовать дом. Замените лампочку, включите свет, чуть-чуть подождите и глаза Жильца привыкнут к свету, а в комнате появится мебель. Как только прогремит гром, то нам покажут комнату, в которой появились «гости». С этого момента начинаются прятки. Мы прячемся за мебелью и по углам, бегаем по лестницам и всячески учимся избегать «Гостей», будь то перекати поле или невидимка, оставляющая вполне видимые следы. Также настойчиво ищем бонусы, которые позволят немного ускорить время. В конце концов, дождаться рассвета в здравом уме — вот наша главная задача. Забавный факт: это первая игра Ice-Pick где время наш друг, а не враг.

Knock-knock часы

Дом, кстати, генерируется случайным образом и со случайными гостями. Поэтому пугающие сюрпризы постоянны как при новой игре, так и при перепрохождении уровней. Хотя, конечно, есть шанс, что вы пробежите всю игру от начала до конца, не встретив ничего опасного, и хмыкнете. А может быть наоборот, вас начнут угнетать толпы призраков уже на обучающих уровнях. Не надо пренебрегать рекомендациями в начале игры: играйте одни, играйте ночью, заприте все окна и двери. Хоть это и не чистый хоррор, но пренебрегать такой атмосферой щекотания нервов просто глупо.
В ней надо смотреть, слушать, прятаться. Или не прятаться. Пожалуй все.(с) Николай Дыбовский, геймдизайнер Knock-knock.
Соблюдать правила игры! Только для этого необходимо понять, во что с тобой на самом деле играют. (с) инструкция на обложке.

Костяной дом
Это игра построена по принципу «костяного дома», который авторы проповедовали еще давно. Хотя для тех, кто в курсе, можно сказать еще проще: игра построена в духе Тургора, только поменьше и с другой темой. Все тот же мир, состоящий из одной большой метафоры, все тот же хаос и все так же важное время.


Внутри

А внутри это все такая же игра от создателей Тургор, только на этот раз с размахом поменьше, что она вполне сойти в Steam на местные инди-хэппенинги вроде Shelter. Как всегда аллюзия проста: дом это мозг, а герой это сознание, которое вспоминает и зажигает огоньки разума, пока подсознание бурит дыры и монстров в бедной черепушке. Тук-тук-тук — это игра про замкнувшегося в себе человека, которого одновременно терзают собственные гады и на которого давят извне. Это про погружение внутрь себя. Тут уж либо пройдешь порог вхождения, либо нет. В отличие от Тургор, игра облачена в более осязаемую форму, но в этом кроется опасность, так как игрок может пройти игру так и не пройдя порог вхождения. Впрочем, даже если и войдет, то не факт что тема замкнутости ему близка — мало ли, разные люди бывают.

4-ая стена

Кстати, для причины замкнутости героя даже снабдили игру несколькими сюжетами, плавно пересекающимися между собой, что даже непонятно какой где. Но думаю это выбирать каждому из нас почему герой замкнулся — от себя, от проступка, от чувства вины? Что это за дом и как ваша семья оказалась тут?

В любом случае эта игра как всегда не про то, что происходит с помощью клавиш, а про то, что происходит с играми умов. Они играют с тобой, а ты играешь с их головоломкой. Кучи вопросов, но так мало ответов, до которых придется доходить самому. Собственно их понимание и понимание во что ты играешь — это и есть главная игра. Потому что когда поймешь, то будешь знать что делать и как делать.

Knock-knock мозг

Итог

Честно сказать я боялся за эту игру. Это была затея, которая вполне могла оказаться очередным психозом потерявших сноровку игроделов. Но все оказалось хорошо. Да, тут есть неудачные приемы, но игра ощущается как живая. В то время как современные «малые формы» вместо содержания лишь дают арт-намеки и расплальцовки о том, что здесь «все не просто так и имеет смысл», есть еще и те, кто делают что-то настоящее.

Маленькая игра внешне, но большая внутри. Пожалуй, такого настоящего внутреннего объема сейчас себе практически никто не может позволить, а Knock-knock — это игра настоящая и местами живая.
записка

Оценка: 8/10 (система оценок)
Вердикт: серебро
эта рецензия на kanobu

Дополнение. У игры есть множество проблем. Все либо понимали игру и ставили высокие оценки, либо плевались. Сейчас я вам перечислю несколько причин, почему Тук-тук может не понравиться.
1. Вы привыкли к тому, что игра — это чистый gameplay и gameflow. Все это здесь слабое.
2. Вы привыкли к тому, что если игра не gameplay, то это рельсовое шоу или квестик с выбором диалогов.
3. Игра сильно давит. Если проникнуться атмосферой, то она может быть довольно неприятной. Дело даже не в «криппи» моментах, а в том, что она иногда просто издевается над игроком. Рандом может заточить тебя в ловушке N раз подряд без возможности спасения. Я, правда, отношу это к плюсам неповторимой атмосферы игры.
4. У игры очень сложный порог вхождения. Мало того, что сама тема «отшельничества» или «человека в футляре» очень индивидуально, так все еще и подано не в самой понятной манере. Тут уж либо прокнет, либо нет. Либо ты уловишь суть, либо «ничего не понятно».