№1. Мор Утопия (Pathologic)

Мор Утопия (Pathologic)

№1. Мор (Утопия)

Пока весь мир удивляется ссылкам BioShock на умные книжки, я удивляюсь, что это для кого-то еще удивительно видеть в играх. Конечно, приятно, что мейнстримовые игры стали способны на такое, но с их стилем развития хорошего ожидать не стоит. К чему это я? Много лет назад вышел крайне зубодробительный проект Мор Утопия (BioShock тогда еще под стол ходил). Pathologic тогда был чистейшим арт-хаусом от мира игр (слово инди еще не было популярно у хипстеров). Это отличная игра, столь же убогая технически, сколь амбициозная, сильная идейно, сценарно и атмосферно. Пусть игра не идеально во всем (включая тот же сценарий), но она прекрасна.

Мор Утопия скальпель

Что это? Это осенний город в августе с тяжелым жарким воздухом. Это атмосфера маленького городка с хмурыми лицами, в предчувствии наступающей беды. Было так забавно играть, а потом выйти на балкон и увидеть там тот же август и те же хмурые лица, что и в игре. С осенней погодой, с большим заводским комплексом на маленький городок, который видно из любой точки города, со степью, которую видно из окон домов.

Что это? Это Survival horror, где тебе прежде всего надо выжить. Найти пропитание в городе с заоблачными ценами, успеть поспать, пройтись ночью по городу и выжить. Врываться в зараженные дома, чтобы найти пропитание, пытаться не заразится в этой эпидемии, потому что, напоминаю, спасения от болезни нет (и придется деньги с еды откладывать на постоянную покупку лекарств). А ведь желательно еще раздобыть огнестрельное оружие и патроны. Придется много меняться с местными жителями и детьми, которые умеют добывать «особые» вещи.

Что это? Это интерактивный квест. Ты идешь к первому персонажу, болтаешь с ним и узнаешь, что происходит. Потом идешь ко второму, чтобы тот все объяснил по-своему. Следы ведут к третьему. И так по цепочке ты бегаешь по всему городу, то преследуя диких, то спускаясь в трущобы и в зараженные дома. Если успеешь, то не забудь выполнить дополнительные задания. У тебя есть день на то, чтобы выполнить главную миссию, иначе кто-нибудь умрет. И надейся, что этот кто-нибудь будет не из твоих приближенных. Задания, кстати, можно особо и не выполнять. После первого дня можешь просто про них забыть. Вы ведь еще не забыли, что тут главное выжить? А зов долга — это «так», дополнительное занятие для тех, кто еще жив.

Мор Утопия пиратка
Обложка моих [не]счастливых летних каникул
Мор Утопия три персонажа

Надейся, что ты не заразишь главных героев. Потому, что иначе пытаясь выполнять главный квест на день, ты встретишь санитара перед домом нужного тебе персонажа. Не будет у тебя лекарств — и успешно выполненого задания больше нет. Время, деньги, вопросы, ответы, чужая жизнь и твоя — за все придется бороться.

Ну и не стоит забывать, что тут три персонажа. Каждый со своей собственной компанией, каждый борется за город и каждый видит город по-своему. Хотелось бы заметить, что играя в первый раз за Бакалавра, думаешь, какие же они глупые, эти дополнительные персонажи. Играя во второй раз, ты поймешь насколько был глуп и самонадеян Бакалавр. Играя внимательно можно понять, кто здесь хозяин и с кем ты на самом деле играешь. А, играя хорошо, тебе дадут сделать свободный выбор, даже спросят игрока лично, что он думаешь обо всем этом.

Этот Мор так же несовершенен во всем, как и амбициозен в своем размахе. В конце концов, великому не обязательно быть хорошим. Следующие игры Ice Pick Lodge слишком ушли в метафоры и иногда даже кажется, что это очередной хэппенинг из инди течения. В общем, долой метафоры, им давно пора сделать полноценное произведение (только бы не Карго снова не получился). Несмотря на все, Мор (Утопия) — это все еще хардкорная, глубокая, атмосферная и сильная игра, ничего подобного в играх я не видел и, похоже, еще скоро не увижу снова.

P.S. Англоязычный RockPaperShotgun когда-то написал статью про Pathologic в трех частях, отлично объясняющую, чем хороша эта игра.

P.P.S. Внимательно следим за судьбой ремейка.


Мор Утопия арка